Back to top

Налоговый учет организации

Опубликовано e-1c@mail.ru - ср, 04/26/2017 - 08:53

Необходимость ведения налогового учета в организации вызвана тем, что исчисление налоговой базы для расчета налогов только по правилам бухгалтерского учета невозможно. Налоговый Кодекс РФ в статье 313 устанавливает общие положения организации налогового учета.

Именно различия между бухгалтерским (БУ) и налоговым учетом (НУ) вызывают трудности ведения налогового учета, а ошибки расчета налогов обходятся намного дороже бухгалтерских ошибок: за них назначают штрафы и пении, порой весьма существенные.

Налогоплательщики рассчитывают налоговую базу по всем видам налогов на основании данных первичных документов бухгалтерского учета (статья 54 НК РФ). Обычно, ведение БУ и НУ стараются совмещать на общих счетах, но если нормы отражения хозяйственных операций или учета объектов для исчисления налоговой базы, по какому-либо налогу отличаются от правил ведения бухгалтерского учёта, то возникает необходимость применения системы налогового учета (статья 313 НК РФ).

Самое неприятное то, что по каждому налогу, которые должна платить организация, предполагается ведение своего налогового учета. Для расчета налога на прибыль ведем налоговый учет по прибыли, для расчета налога на добавленную стоимость (НДС) ведем учет входящего и исходящего НДС, для расчета налога по упрощенной системе налогообложения (УСНО) доход минус расходы ведем налоговый учет по расходам на упрощенке, ….. Список можно продолжить, налогов у нас много.

Согласно главе 25 НК РФ все предприятия, не зависимо от организационно-правовой формы собственности, обязаны вести налоговый учет. Налоговый учет в организации ведется в соответствии с методическими основами и правилами, установленными в Налоговом Кодексе РФ.

Для получения необходимой информации при исчислении налогооблагаемых операций, в соответствии с требованиями Налогового Кодекса РФ предприятия должны сами разработать систему учетных регистров и использовать их для отражения хозяйственных операций.

В то же время, порядок оценки приобретаемых, хранимых и реализуемых ценностей, а также порядок списания расходов на издержки производства и внепроизводственной деятельности четко прописываются в НК РФ. Ярким примером иллюстрации таких положений являются ситуации, когда по бухгалтерскому учету затраты принимаются (а как мы их можем не принять, если они есть), а по налоговому учету эти затраты принимать нельзя (или можно, но затраты строго нормируемые).

Для ведения налогового учета рекомендуется создавать специальную систему регистров налогового учета, разработать Положение о налоговой политике на предприятии и, используя первичные бухгалтерские документы, организовать получение выходных показателей в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ.

Налоговый учет организации представляет собой определенную методику сбора и учета данных в суммовом исчислении об имуществе, обязательствах, их движении путем документального учета всех хозяйственных операций в соответствии с требованиями и на основании действующего налогового законодательства РФ.

Ответственность за организацию налогового учета на предприятии несет руководитель предприятия через неукоснительное обеспечение выполнения всеми подразделениями и службами, работниками организации, имеющими отношение к учету, требований Положения о налоговой политике в организации.