Back to top

Дополнительные реквизиты объектов с помощью плана видов характеристик

Опубликовано e-1c@mail.ru - вс, 05/21/2017 - 06:20

Достаточно часто возникает необходимость в добавлении объектам дополнительных реквизитов (характеристик). При этом каждый раз вносить для этого изменения в конфигурацию и проводить реструктуризацию базы данных не хочется.

В этой статье я расскажу о том, как реализовать такую возможность с помощью плана видов характеристик и регистра сведений и поделюсь парой приёмов использования этих реквизитов в отчётах и списках.

Изменения в конфигурации

Разработку конфигурации будем вести на базе платформе 1С: Предприятие 8.2 с установленным свойством “Основной режим запуска” – “Управляемое приложение”. В качестве основы для разработки подойдет любая демо-конфигурация. Добавим новый план видов характеристик “Виды характеристик”. На закладке “Основные” плана видов характеристик в поле “Тип значения характеристик” выберем необходимые типы.

doprek1_Plany-vidov-harakteristik-tip-znacheniya.jpg

В качестве одного из возможных типов значений характеристик выберем предварительно добавленный в конфигурацию справочник “Значения характеристик”, подчиненный плану видов характеристик “Виды характеристик”. Его же выберем в поле “Дополнительные значения характеристик”. Это позволит добавлять характеристики с произвольными ссылочными значениями (например, цвет или размер).

Создадим регистр сведений “Характеристики” с измерениями “Объект”, “Вид характеристики” и ресурсом “Значение”. Измерение “Объект” должно включать в себя все типы объектов для которых необходимо использовать дополнительные реквизиты. В нашем случае это будет справочник “Контрагенты”, В свойствах измерения “Объект” должны быть установлены флаги “Ведущее”, “Основной отбор” и “Запрет незаполненных”.

doprek2_Osnovnoj-otbor-u-rekvizita.jpg

Это обеспечит связь объекта с записями регистра сведений. В форме элемента справочника “Контрагенты” переход к редактированию характеристик будет возможен с помощью соответствующего пункта меню “Перейти” в левой части формы.

Измерению “Вид характеристики” необходимо назначить тип “ПланВидовХарактеристикСсылка.ВидыХарактеристик”, а ресурсу “Значение” – “Характеристика.ВидыХарактеристик”.

Для обеспечения взаимосвязи значений ресурса “Значение” со значениями измерения “ВидХарактеристик” регистра “Характеристики” необходимо чтобы в свойстве “Связи параметров выбора” ресурса “Значение” было указано “Отбор.Владелец(ВидХарактеристики)”, а в свойстве “Связь по типу” – “ВидХарактеристики”

doprek3_Otbor-znacheniya-po-tipu-v-harakteristka.jpg

Теперь всё готово для того чтобы мы могли вводить в базу данных дополнительные реквизиты справочника “Контрагенты”.

Попробуем добавить дополнительный реквизит “Адрес”

doprek4_primer-ispolzovaniya-plana-harakteristik.jpg

Использование дополнительных реквизитов в отчётах и списках

После того как все необходимые изменения в конфигурации выполнены возникает вопрос о том как использовать дополнительные реквизиты для вывода и фильтрации данных в отчётах и списках.

Вариант №1

Начнём с использования характеристик в отчёте, разработанном с использованием системы компоновки данных. За основу возьмём отчёт “Ведомость взаиморасчетов”. Добавим в конфигурацию копию этого отчёта и назовём его “Ведомость взаиморасчетов (с характеристиками)”.

Оригинал отчёта нам понадобится для демонстрации второго варианта использования характеристик.

Итак, откроем набор данных “Взаиморасчеты” схемы компоновки данных нашего отчета в конструкторе запросов и перейдем на закладку “Характеристики”.

doprek5_Konstruktor-harakteristika.jpg

В таблицу на вкладке “Характеристики” добавим строку.
В поле “Тип” выберем “СправочникСсылка.Контрагенты” (это объект для которого в отчёте необходимо использовать дополнительные характеристики).
В поле “Источник видов” выберем вариант “Запрос” (хотя в нашем случае можно ограничиться и вариантом “Таблица”).
В колонку “Виды характеристик” внесём текст запроса, которым будут выбираться виды характеристик, используемые для справочника “Контрагенты”.
Текст запроса обязательно должен содержать три поля – ссылка на вид характеристики, наименование характеристики и тип значения характеристики. Наименования этих полей выбираются в колонках “Поле ключа”, “Поле имени” и “Поле типа значения” таблицы на закладке “Характеристики”.

Для визуального выделения дополнительных реквизитов объекта в запросе по видам характеристик к наименованиям добавлен текст “(доп. реквизит)”.
В колонке “Источник значений” на вкладке “Характеристики” выберем вариант “Таблица”.
В колонке “Значения характеристик” выберем “РегистрСведений.Характеристики”,
в колонке “Поле объекта” – наименование измерения регистра “Объект”,
в колонке “Поле вида” – наименование измерения “ВидХарактеристики”,
в колонке “Поле значения” – наименование ресурса “Значение”.
В тексте запроса схемы компоновки результат добавления характеристик выглядит следующим образом (в обычных запросах применение таких конструкций невозможно):

{ХАРАКТЕРИСТИКИ
    ТИП(Справочник.Контрагенты)
    ВИДЫХАРАКТЕРИСТИК (ВЫБРАТЬ
        ВидыХарактеристик.Ссылка,
        ВидыХарактеристик.Наименование + » (доп. реквизит)» КАК Наименование,
        ВидыХарактеристик.ТипЗначения
    ИЗ
        ПланВидовХарактеристик.ВидыХарактеристик КАК ВидыХарактеристик)
ПОЛЕКЛЮЧА Ссылка
ПОЛЕИМЕНИ Наименование
ПОЛЕТИПАЗНАЧЕНИЯ ТипЗначения
ЗНАЧЕНИЯХАРАКТЕРИСТИК РегистрСведений.Характеристики
ПОЛЕОБЪЕКТА Объект
ПОЛЕВИДА ВидХарактеристики
ПОЛЕЗНАЧЕНИЯ Значение }
 

Проверим работу отчёта. Для этого откроем отчёт “Ведомость взаиморасчетов (с характеристиками)”. Перейдем в пункт меню “Все действия -> Изменить вариант”. В окне настроек перейдём на закладку “Отбор” и добавим отбора по дополнительному реквизиту контрагента “Адрес”

doprek6_Otbor-v-SKD.jpg

Вариант №2

Рассмотрим более универсальный вариант работы с характеристикам объектов, благодаря которому характеристики возможно будет использовать в любых отчетах, содержащих объект-владелец характеристик, а также устанавливать отборы по значению этих характеристик в формах списков.
Перейдём на закладку “Данные” справочника “Контрагенты” и нажмём кнопку “Характеристики”.

doprek7_Dopolnitelnye-harakteristiki-obekta-metadannyh.jpg

В открывшемся окне “Дополнительных характеристик объекта метаданных” добавим строку.
В колонке “Виды характеристик” выберем “ПланВидовХарактеристик.ВидыХарактеристик”, в колонке “Поле ключа” – “Ссылка”.

В колонке “Значения характеристик” выберем “РегистрСведений.Характеристики”, в колонке “Поле объекта” – “Объект”, в колонке “Поле вида” – “ВидХарактеристики”, в колонке “Поле значения” – “Значение”.
Сохраним конфигурацию и попробуем воспользоваться дополнительными характеристиками справочника “Контрагенты” в форме списка (в отчёте “Ведомость взаиморасчетов” использование дополнительных реквизитов будет выглядеть аналогичному тому как это было описано в Варианте №1, с той лишь разницей, что наименованию вида характеристики не будет добавляться текст “(доп. реквизит)”).

Откроем список справочника “Контрагенты”, перейдем в пункт меню “Все действия -> Настройка списка” и установим отбор по дополнительному реквизиту “Адрес”.

doprek8_Nastrojka-spiska-dobavlenie-v-otbor.jpg

Стоит отметить, что при использовании Варианта №1 в отчётах с использованием СКД отключается приведенный механизм платформы и используется описанный пользователем.