Back to top

Бюджетирование как инструмент достижения стратегических целей бизнеса

Опубликовано e-1c@mail.ru - вс, 08/21/2016 - 16:33

Составление консолидированной отчетности предполагает сбор бухгалтерских показателей зависимых предприятий и их дальнейший синтез. Полученные данные суммируются по одноименным пфоказателям: доходы складываются с доходами, расходы – с расходами. Особого внимания заслуживает тот факт, что в данной схеме не отражаются внутригрупповые операции, производимые и в финансовом, и в товарном виде. Это должно неукоснительно соблюдаться во избежание двойного счета и искажения достоверности и объективности получаемой информации.

Грамотно созданная консолидированная отчетность группы предприятий дает возможность не только анализировать успешность произведенных инвестиций и других стратегических решений холдинга, но и составлять бюджет на грядущий период. Ведь только имея максимально полную и достоверную информацию о работе предприятий, входящих в группу, можно оценить качество и целесообразность использования собственных и заемных источников.

Основным условием действенного бюджетирования является грамотное делегирование ответственности выделенным в структуре предприятия центрам. Таким образом, каждое подразделение отвечает за выполнение конкретно своего бюджета, иначе именуемого - операционным. Эти звенья в цепочке производства называются центрами финансовой ответственности – ЦФО – они осуществляют определенный набор финансовых операций и оказывают влияние на уровень расходов и доходов предприятия. Топ-менеджеры данных подразделений напрямую отвечают за соответствие полученных результатов ранее прогнозируемым, поэтому контролируют ситуацию в течение отчетного периода. Совокупность ЦФО является финансовой структурой любого предприятия. Принимая во внимание, какой именно финансовый аспект отражает каждый из таких центров, они могут принадлежать к одной из пяти групп:

доходная (например, магазин, агентская сеть и т.д. анализируется уровень дохода, который центр приносит предприятию);
затратная (например, склад, бухгалтерская и планово-экономическая служба, охрана предприятия, рекламный отдел и т.д. анализируется уровень затрат, необходимый для содержания и эффективного функционирования подразделения);
маржинально-доходная (сложные подразделения, влияющие и на доходы, и на затраты подразделения, анализируется разница между выручкой и расходами - маржа);
прибыльная (по сути, сходна с маржинально-доходной, например, таким центром финансовой ответственности может выступать одно из зависимых предприятий в холдинге);
инвестиционная (наиболее высокий ранг ЦФО, анализируется эффективность осуществленных инвестиций).